В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален. В России государственным является один язык – русский. В нашей стране любовь к родному языку можно сравнить с чувством истинного патриотизма, который пронизывает всё и каждого из нас.
Мы живем в многонациональном поселке. Здесь проживают русские, чуваши, татары, мордва, украинцы и др. народы. Все мы живем дружно и общаемся друг с другом на русском языке. С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей - мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт близких и дорогих ему людей. Постепенно малыш начинает овладевать речью и познавать окружающий мир. А к семи годам, как подсчитали учёные, ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни. Поэтому с самого рождения необходимо заложить в душу ребенка это наследие – родной язык. Не зря в народе говорят, что без науки в жизни можно обойтись, а без родного языка - нет. И это именно так. Каждый народ - это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. А чтобы сберечь свой язык, на нем надо говорить и писать правильно.
На уроке истории и культуры родного края ученики 5 класса познакомились с деятельностью Николая Ивановича Ашмарина – известного ученого-тюрколога. Он внес большой вклад в развитие культуры и просвещения чувашского народа. Мировую известность принес ему труд "Словарь чувашского языка", состоящий из 17 томов, который вобрал в себя огромное богатство устно–поэтического творчества чувашского народа и является ценным источником в исследовании чувашского языка. Ребята с удовольствием знакомились со словарем Ашмарина, находили переводы слов, которые претерпели изменения. Выяснили, что в словаре отсутствуют слова, начинающиеся с букв г, д, ж, з и т.д. Сделали вывод, что эти буквы используются только в заимствованных словах, а в исконно чувашских словах они отсутствуют. Работа детям очень понравилась.
Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка... Ученики познакомились с «Атласов языков мира, находящихся под угрозой исчезновения». По данным этого атласа в России под угрозой исчезновения находятся 131 язык, из них:
- 19 уязвимых языков - на языке говорит большинство детей, но его распространение может ограничиваться несколькими областями (например, язык употребляется только дома);
- 50 под угрозой: дети дома уже не учат язык как родной;
- 29 серьёзно уязвимых: на языке говорит старшее поколение; поколение родителей может его понимать, но не говорит на нём с детьми или между собой;
- 23 критически уязвимых: самыми молодыми носителями являются старые люди, которые говорят на языке только частично и редко;
- 14 потухших языка: носителей уже не существует.
Любите свой родной язык, уважайте традиции. Ведь уважение и признание всех языков является одним из основных условий сохранения мира на планете. |