Любой учитель, желающий работать с детьми, передавать им свои знания и опыт, может стать мастером с большой буквы, уроки которого будут напоминать игру актера в сказочном спектакле, где все понятно и интересно. А для этого нужно постоянно работать над собой: обогащать себя духовно, развивать и актуализировать свой творческий потенциал, те личностные качества, которые способствуют благотворному влиянию на окружающих; овладевать прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики, методикой обучения и воспитания, изучать опыт передовых учителей и твердо верить в свой успех.
Только в том случае, если учитель будет чувствовать ответственность перед теми, кого он обучает и воспитывает, будет стремиться к саморазвитию и самовоспитанию, будет творчески подходить к своей работе, только тогда детям будет интересно на уроках, только тогда они будут помнить, ценить и уважать своих учителей.
Руководство
к действию, которое поможет учителям наиболее эффективно осуществлять самый главный фактор в воспитательно-образовательном процессе - фактор человеческий:
- сердечность, понимание педагогом состояния своих воспитанников (боль, радость, горе, печаль и т. п.),
- умение говорить об ошибках и недостатках других без издевки и насмешек, высокомерия и поучительства,
- педагогическая уравновешенность, наблюдательность,
- умение соблюдать дистанцию, не допускать фамильярности и уважать мнение собеседника, в том числе и своего ученика,
- терпимость к недостаткам, от которых воспитанник старается избавиться,
- принципиальная требовательность, основанная на справедливости и взаимном понимании и уважении,
- умение сдерживать проявление чувств негодования, возмущения с учетом конкретной ситуации,
- умение не демонстрировать своей неприязни к одним ученикам и не проявлять чрезмерной симпатии к другим,
- умение не допускать чрезмерного любопытства к тем делам воспитанников и коллег, которые составляют их личную тайну, а это является нарушением норм морали, стараться не разглашать то, что стало известно вам о неловком положении, в котором оказался воспитанник, или о его случайной ошибке,
- поддерживать унижаемых и обиженных, не выставляя это напоказ,
- не выставлять своих заслуг и не демонстрировать превосходства в знаниях, жизненном опыте перед молодыми коллегами, воспитанниками и их родителями,
- нужно обладать чувством меры в иронии, шутке и знать при этом индивидуальные особенности психики каждого ученика,
- никогда не следует напоминать детям об их физических недостатках, не следует часто говорить и о приобретенных детьми дурных привычках, если они учеником осознаются и если упоминание о них больно ими переживается,
- нужно запрещать себе таить зло по отношению к тем ученикам, которые доставляют неприятности,
- если учитель совершил педагогическую ошибку и виноват перед учащимися, то должен иметь смелость извиниться.
Сайт: www.uchkopilka.ru
Оригинал публикации: http://uchkopilka.ru/rabota-shmo/1520-professionalnaya-pedagogicheskaya-etika-sovremennogo-uchitelya
|